ОЦЕНКА ДЕТСКОЙ РАБОТЫ

Аватара пользователя
Юрий Красный
Сообщения: 92
Зарегистрирован: Ср дек 02, 2015 1:52 am

ОЦЕНКА ДЕТСКОЙ РАБОТЫ

Сообщение Юрий Красный » Пт мар 20, 2020 10:21 pm

Изображение

Опыт показывает, что развитие ребенка происходит не плавно, а скачками, - «ступенчато». Если очень условно представить его в виде восходящей лестницы, то подъем с одной ступени на другую насчитывает четыре этапа.

Изображение

Этап А (закрепляющий) начинается с момента окончания творческой работы, имеющей более высокий, по сравнению с прежними работами, уровень. Этот этап может быть выражен вопросом: «действительно я это уже могу, или мое место – ступенькой ниже?». Для закрепления в новой позиции ребенку необходимо создать ряд работ, подтверждающих его новый статус.

Этап Б (комфортный) заключается в тиражировании достигнутого. Определить его можно словами: «Я это могу! Не верите? – смотрите!».

Этап В (подготовительный) фокусируется в вопросе: «Что, если я попробую подняться ступенькой выше?». Для такого подъема необходима подготовка, - как психологическая, так и техническая.

Этап Г (творческий) – создание работы качественно нового уровня. Никакими словами его выразить нельзя, он весь сосредоточен в самом творческом акте.

С педагогической точки зрения, развитие ребенка происходит тем интенсивнее, чем выше вертикальная часть ступени и короче горизонтальная. Высота творческого «полета», в свою очередь, зависит от качества подготовки (этап В) и способности «закрепиться» в новой позиции (этап А'). Собственно говоря, все эти три этапа (В, Г и А') очерчивают «зону ближайшего развития», - причем наиболее полным свидетельством достигнутого ребенком уровня является созданная им работа.

Изображение

При формально-эстетической оценке детская работа, выполненная на этапе А, окажется «слабее», неуверенней работы Б, а работа В обнаружит явный перевес «технологии», формальных моментов над содержательными (на этом этапе дети часто даже не завершают свои рисунки, стихи, фильмы и пр.). Для него характерно обращение к эскизам, наброскам, заготовкам.
Наконец, «в полете» (этап Г) ребенок создает работу, обладающую заведомым несовершенством. Она вся – порыв, усилие, вызов.

Таким образом, при формально-эстетической оценке в качестве образцов и выставочно-фестивальных экспонатов выступают работы комфортного, т.е. педагогически периферийного этапа. Такие работы ориентируют детей на повторение достигнутого (исполнительство) и препятствуют задачам развития.

Между тем, работы творческого этапа Г, концентрируя в себе эмоциональную и интеллектуальную энергию ребенка, обладают особой выразительностью, которая зачастую делает такие работы эстетически значимыми.

Определение специфики этих работ, их эстетическая «реабилитация» могли бы положительно повлиять на теорию и практику творческого развития детей.



Вернуться в «Теория»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость