Мультфильм руками детей.ч.6

Аватара пользователя
Лина Красная
Сообщения: 334
Зарегистрирован: Вт окт 20, 2015 10:04 pm

Мультфильм руками детей.ч.6

Сообщение Лина Красная » Пн ноя 13, 2017 8:12 pm

Съемка

Я глубоко уверен: человеческая рука всегда будет соперничать с самой хитроумной мультипликационной техникой.
Иржи Брдечка, чехословацкий писатель и режиссер


Эта глава адресована начинающим преподавателям. В ней рассмотрены в самом минимальном объеме технические вопросы, встающие перед руководителем мультипликационного кружка на первом этапе работы и связанные с решением педагогических задач.

Основные принципы искусства мультипликации могут быть освоены детьми при съемке одним планом. При этом ребята могут вовсе не заглядывать в окуляр кинокамеры: на пленке надежно фиксируются все события, происходящие в очерченном карандашом прямоугольнике на съемочном станке.
Смена планов в таком фильме требует изготовления фигурок различной крупности. Самые маленькие дети ограничиваются при съемке одними общими планами (их интересуют внутри кадровые события, съемка для них - своеобразная игра в кукольный театр). Ребята же постарше все охотнее пользуются крупными и средними планами, все лучше понимают их специфические функции.
Для быстрого внутрикадрового движения применяются движущиеся фоны. Так, при съемке бегущего человека сама фигурка остается на месте, только ноги перемещаются. Зато фон (например, городские дома) плавно движется в сторону, противоположную «бегу». Делается это так: на длинной бумажной ленте изображается череда домов. Слева и справа от снимаемой фигурки устанавливаются специальные вращающиеся валики, и фон перематывается с одного валика на другой. Поверх ленты накладывается прозрачный лист целлулоида, так что фон скользит под ним. Фигурка же бегущего человека помещается на целлулоиде, причем ее положение отмечается карандашом или фломастером. После каждых двух кадров фон равномерно продвигается, а ноги фигурки принимают новое положение. Таким же образом выполняются и вертикальные перемещения (полеты, подъемы и т. д.).
При съемке в двух и более плоскостях один из ребят (оператор) должен постоянно смотреть в окуляр камеры: иначе может оказаться, что ваш персонаж шагает не по земле, а по воздуху. Ярусная съемка значительно обогащает фильм, расширяет его художественные возможности. Однако и условия работы намного усложняются. Представьте себе, что на нижнем стекле лежит фон, на котором изображена река; на среднем располагается мост через реку, и по этому же стеклу катятся бурные бумажные «волны»; наконец, по верхнему стеклу едет тележка, в которую запряжен конь (мультфильм «Слон, по имени Малка»).
Чтобы сцена получилась, требуется:
а) поочередно заменять «волны», учитывая скорость их движения на пленке;
б) передвигать коня, одновременно меняя одну фигурку-фазу на другую (а всего их - минимум пять);
в) следить в окуляр камеры, чтобы «волны» не выходили из «берегов», а ноги коня попадали на мост, а не в небо или в реку;
г) вести съемку, считая и записывая число отснятых кадров, следя за тем, чтобы все осветители были включены и чтобы ничья рука не попала в кадр.
Такая работа под силу слаженной группе ребят (3-4 человека), имеющей большой съемочный опыт. Приобрести такой опыт и помогает одноплановая съемка в одной плоскости (вертикальной или горизонтальной).
Съемка кукольного фильма доступна детям любого возраста.
По сравнению с ярусной съемкой она менее абстрактна, так как события на съемочном столе напоминают ребятам обыкновенную игру с куклами. Однако, работая с малышами, нужно учитывать их быструю утомляемость. Малышовые фильмы должны иметь минимальную продолжительность и ограниченное число персонажей (один-два, максимум три). Движения этих персонажей желательно упростить, свести к простым перемещениям по плоскости съемочного стола.
По мере взросления дети ставят перед собой все более сложные задачи: их куклы становятся подвижнее, появляется мимика, вырастает число персонажей и сцен, меняются точки съемки. При этом дети невольно становятся изобретателями, в их операторском арсенале появляются новые материалы, оригинальные крепления, стекла, фильтры и зеркала, световые и технические эффекты. Очень важно, чтобы все эти новинки были вызваны художественными задачами фильма, чтобы прием, с которым мы знакомим детей, не опережал потребность в этом приеме.
Приведем пример. На протяжении нескольких лет Света М. и Лена М. снимали фильмы, не помышляя о двойной экспозиции. Но вот в сценарии фильма «Легенда о Докторе» появилась сцена воспоминаний: перед глазами героя появляются спасенные им люди и Доктор отказывается пожертвовать их жизнями ради сохранения собственной. Здесь девочкам понадобилась не только двойная экспозиция, но и появление «воспоминаний» из затемнения. Пришлось устанавливать на светильниках реостаты, отснимать ряд дублей (на съемку нескольких статичных кадров ушло три дня). Но драматизм сцены и серьезность идейной нагрузки не оставили нам иного выхода.
Основной трудностью при освоении искусства мультипликации считается одушевление персонажей. Оно требует своеобразного «чувства секунды», связанного как с абстрактным, так и с образным мышлением.
Если снимаемое движение длится более 1 с, то его расчет производится так:
а) один из ребят двигает фигурку (куклу) в нужном темпе, т. е. так, как она должна будет двигаться на экране;
б) второй член съемочной группы с помощью секундомера фиксирует время движения от начала до остановки. Эта операция повторяется несколько раз, чтобы время было замерено как можно точнее;
в) допустим, что наша кукла, стартовав от левой границы кадра, финишировала в центре съемочного стола. Замерив линейкой расстояние от старта до финиша, мы получили, скажем, 48 см. Время, замеренное счетчиком, равнялось при этом четырем секундам. Разделив полученную длину пути на число секунд, узнаем расстояние, пройденное куклой в одну секунду: 48:4= 12 см;
г) теперь начинается самое трудное: нужно найти характер движения куклы. Если кукла равномерно скользит в кадре (например, на коньках), то ее движения можно высчитать по формуле
I= L/24∙n, где L - расстояние, пройденное за одну секунду; 24- число кадров, пробегающее на экране за секунду; n - минимальное число кадров, снимаемое при каждом перемещении куклы; I - расстояние, на которое нужно перемещать куклу.
Обычно при мультипликационной съемке n = 2. Снимая каждое перемещение на один кадр, мы не выиграем в плавности движения (таково свойство нашего глаза), но зато вдвое увеличим продолжительность съемки. Если же вести съемку по 3 кадра, то наш глаз зафиксирует некоторую прерывистость движения, которое станет «рваным».
Таким образом, наш конькобежец после каждых двух отснятых кадров должен переместиться на
12/24•2=1 см.
Однако в огромном большинстве случаев мы имеем дело не со «скользящим» движением. Представим, что наша кукла - бегун. Тогда за те же 4 с она должна совершить целую серию повторяющихся (циклических) движений руками, ногами и туловищем. Просчитать каждый цикл - значит разложить нашу секунду не на 24 равные части-кадрика, а на сложную систему повторяющихся поз (причем число кадриков, приходящихся на каждую позу, различно).
В профессиональной мультипликации кукловоды-одушевители проходят специальный двухлетний курс обучения. В качестве пособий они пользуются циклограммами, изготавливаемыми на все случаи жизни. Что же такое циклограмма?
Обычное натурное движение (например, живой бегун на дорожке стадиона) снимается кинокамерой на черно-белую негативную пленку. Полученное изображение фиксирует все фазы движения бегуна с точностью до 1/24 секунды. Достаточно отпечатать на фотобумаге любые рядом лежащие 24 кадра, а затем внимательно их изучить, чтобы наша кукла «побежала» подобно своему прототипу.
Используя циклограммы для работы с детьми, нужно учитывать следующее:
Циклограмма «усредняет» движение. Даже один и тот же спортсмен дважды не повторит все фазы бега. Поэтому хорошие мультипликаторы обязательно индивидуализируют своих кукол, добиваясь нестандартного их поведения на экране.
Дети воспринимают мир конкретно и эмоционально. Предложенная в готовом виде циклограмма обедняет их представление о реальном мире. Поэтому, прибегая к помощи циклограммы, лучше изготовить ее самостоятельно, снимая живого бегуна (или коня, или птицу).
Малыши обладают удивительной способностью интуитивно схватывать живое движение. Можно, не прибегая к съемке, просто пронаблюдать движение живого прототипа куклы и постараться его запомнить, понять, проиграть на себе.
Многие мультипликационные персонажи попросту не имеют прототипов. В мультфильмах оживают вилки и булки, деревья и автомобили, дома и реки - все что угодно. Удачное одушевление такого персонажа - это, по существу, развитая способность к перевоплощению, к родственному вниманию (способность, которая, как мы помним, характеризует важнейшую сторону творческой личности).
В практике «Веснянки» циклограммы используются нечасто.
Вместо этого мы стараемся вести постоянную практическую съемку этюдов с просмотрами и обсуждением результатов. Как оказалось, два-три года такой съемки развивают в детях «чувство секунды», достаточное для решения стоящих перед ними творческих задач. Что же касается «правильности» движения, то студия, на наш взгляд, не призвана дублировать взрослую учебную программу. Те из ребят, кого призвание приведет на «Союзмультфильм», освоят ее без нашего участия.

Куклы и марионетки

Ребенок - прирожденный одушевитель. Палка, «одетая» в конфетную обертку, флакон от духов с лоскутом ткани, пуговица с продетой в нее проволокой, желудь с катушкой ниток - любые предметы в детских руках оживают, вступают в конфликты, обзаводятся собственным характером. Кукла-дочка, кукла-мама или папа, кукла-воспитательница сопровождают ребенка в первых попытках определить свое отношение к миру, свое место в нем.
Наблюдая и организуя детскую игру, участвуя в ней, педагог может установить глубокий контакт с ребенком, изучать его индивидуальные качества и направленно воздействовать на его развитие.
Создание мультфильма - именно такая игра, непрерывная и многосторонняя, способная увлечь ребенка на многие годы.

К съемочной кукле ребята приходят не сразу. Ей предшествует работа над бумажными объемами, масками, пальчиковой, перчаточной и тростевой куклами, куклой из случайных материалов, игра в театр и т.д.
Мы ограничимся описанием съемочной куклы, конструкция которой рассчитана на выполнение определенных движений в процессе съемки. Как рождается съемочная кукла?
Образ героев фильма содержится уже в сценарии или той истории, что его заменяет. Он включает в себя не только внешний вид, но и выражение лица, и пластику, и развитие характера в ходе «событий» фильма. Так, фильм «Чудится мне» ребята делали по старой французской песенке. Драматизм событий (темной ночью мыши съедают всех героев фильма - пажа, короля и принцессу) «разряжается» в последних строках песни:

«Слезы утри:
Были все три
Сделаны из марципана».

Задача перед ребятами стояла нелегкая. Зритель должен был вначале ощутить симпатию к героям, потом - страх за них и только в конце вздохнуть с облегчением: герои-то «ненастоящие». В результате зрители испытали бы с новой силой свою привязанность к людям и тревогу за их судьбу.
С самого начала работы над фильмом авторы оказались эмоционально подготовлены к своей задаче, глубоко чувствовали и переживали текст и музыку песни. Благодаря этому эскизы героев и цветовое решение были найдены в первых же попытках.
Однако потом возникли сложности. Ребята последовательно отказались от каркасной куклы (никто не поверит, что они сперва жили, а потом стали «ненастоящими» ), затем - от кукол из гипса и из папье-маше (все эти куклы были ими уже изготовлены). Наконец, выручила белая глина: белые фигурки с наивно-трагическим выражением лица и нарисованной одеждой получились сказочно-живыми и красивыми. Сознательная статичность кукол подготавливала неожиданную концовку. Обаяние главных персонажей подчеркивалось контрастом с по-настоящему страшными черными, синими, фиолетовыми мышами.

Первый наш кукольный фильм «Глобус» нес совсем иные задачи. Сюжет заключался в следующем: три слона, олицетворяющие природу, поддерживают и вращают цветущую Землю. С появлением цивилизации на Земле возникает все новое и новое оружие - пушки, танки, ракеты. Слоны один за другим покидают Землю, и она остается одна в черном пространстве Вселенной.
Плакатность замысла повлияла на условность решений. Школьный глобус выступил в роли Земли; из пластмассового конструктора ребята построили дома, пушки, ракеты. «Вселенную» символизировала черная ткань. Постепенно стало ясно, что слоны должны быть очень светлыми по цвету, реалистически магазинными по исполнению, обладать симпатичным обликом и быть легко отличимыми друг от друга. Так родились три слона-близнеца из белой ткани с трехцветной росписью «под ситец», с большими добрыми и немного наивными глазами, подвижными ушами и хоботом.

Смысл фильма «Как колбаса съела собаку» заключается в том, что «нельзя обижать маленьких». Поскольку собака в конце фильма должна быть съеденной, то следовало сделать ее настолько непривлекательной, чтобы у зрителя не возникало к ней сочувствия. Из сценарного поведения собаки определились такие ее качества: глупа, жирна, груба, некрасива, заносчива. Этому решению соответствовал эскиз Кости Д.- огромная бульдожья голова с маленькими толстыми лапками, крошечными глазками-точками и тяжелой нижней челюстью. Второй вариант, предложенный автором сценария Леночкой М., состоял в следующем: собака жила в двухэтажной будке, была изнежена, избалована и украшена многочисленными бантиками.
Леночка горячо отстаивала свое решение, и только авторитет студийного художественного совета помог отстоять Костин вариант. Удачный образ повлек за собой совершенно оригинальное движение и конструкцию собаки.

Иначе подошла к делу творческая группа «Алых парусов» (ребята 14-15 лет). Они поставили перед собой сверхзадачу - снять серьезный романтический мультфильм. Их возрастной максимализм и стремление к реалистичности решений заставили проработать в героях самые мельчайшие детали, иногда в ущерб художественной выразительности куклы. Но если главные герои вышли излишне картинными, то остальные персонажи, на наш взгляд, весьма сложны и выразительны.

Движение естественно вытекает из литературного образа героя, окончательного эскиза и раскадровки, где изображены его действия. Тогда же принимается главное решение: плоскостным или объемным будет фильм?
Персонажи плоскостных фильмов, совершающие несложные циклические движения, обычно выполняются в технике перекладки.

Для изготовления перекладных фигурок используется стол-просвет.
Бумажную фигурку, например аиста, укладывают на стекло, накрывают чистым листом бумаги (она при этом просвечивает) и обводят контуры, меняя при этом положение подвижных частей (у аиста - крыльев). Эта операция повторяется до тех пор, пока крылья не вернутся в начальное положение. Затем все фигурки вырезают и раскрашивают. Снимаемые поочередно, они создадут иллюзию полета аиста.
Можно, конечно, заготавливать не все фигурки, а только отдельные их части (ноги, крылья и т. д.). В каждом случае решение зависит от простоты изготовления и съемки фигурок.

Если движения персонажа сложны и многообразны, плоскую перекладку можно заменить расшарниренной марионеткой. Это уже кукла, хотя и плоская. Все ее подвижные части (руки, ноги и т. д.) вырезаются отдельно (и обязательно с запасом). Детали марионетки крепятся с помощью плоских шарниров.
Порядок изготовления шарнира таков:
1. Из двух скрепляемых деталей верхнюю откладываем в сторону, а в нижней, в месте крепления, прокалываем шилом отверстие. В это отверстие вставляем кусочек тонкой проволоки, один конец которой скручен в небольшую спираль.
2. На свободный конец проволоки надеваем круглую бумажную шайбу.
3. Проволоку поверх шайбы тоже скручиваем в спиральку.


Края шайбы аккуратно смазываем клеем, стараясь, чтобы ни проволочку, ни нижнюю деталь клей не задел.
4. Поверх шайбы накладываем верхнюю деталь.
5. Правильно выполненный шарнир должен легко вращаться и не пружинить. Поворачивая закрепленную деталь, аккуратно подрезаем ножницами все выступающие углы, чтобы сделать место крепления как можно незаметней. Часть проволоки, оставшуюся открытой сзади фигурки, можно заклеить еще одной шайбой (не задевая проволоки).

Изображение

Изображение

Детям дошкольного и младшего школьного возраста изготовить такой шарнир трудно. Свои марионетки они могут скреплять упрощенным способом, используя для этого кусочки тонкой нити. Однако советуем не забывать, что «типовая» конструкция куклы - это только одна из многих возможных. Может быть, главная наша ошибка в начале работы состояла в том, что мы стали обучать ребят готовым технологическим приемам.
В работе над объемными фильмами преждевременное обучение породило массу стандартных куколок с аккуратно зачищенными пенопластовыми конечностями и вращающимися кружочками глазок.

Детей радовали приобретенные навыки, и они, не задумываясь над задачами фильма, начинали с изготовления каркаса и шлифовки пенопласта. Отучить от проторенной дорожки оказалось гораздо труднее. Тут нам неоценимую помощь оказали занятия «Кукла по эскизу» и «Кукла из случайных материалов», где прежде всего ценились оригинальность решения кукол в материале и соответствие их заданному образу.
На разработку движения положительно повлияла игра в театр с использованием студийных кукол, случайных предметов, а то и просто мимики и жестов. В эти игры ребенок непременно привносит частичку своего живого характера; в них возникают непредвиденные жесты и ситуации, определяются движущиеся и неподвижные детали кукол.

Так, изготовление собаки из фильма «Как колбаса съела собаку» Костя Д. начал с того, что вырезал большую пенопластовую голову (в полном соответствии с эскизом). С едва готовой заготовкой, без глаз и всего прочего, он затеял игру: двигать отдельные детали по куску пенопласта. И вдруг стало очевидным, что этой собаке совершенно не нужен каркас, что с ее тяжеловесной квадратностью гораздо выразительней будет движение по принципу перекладки. Каркас намного упростил бы, ограничил бы пластику собаки. Поэтому собака так и осталась состоящей из отдельных деталей, а соединяли ее в нужных местах булавками.
В фильме «Чудится мне», где использовались бескаркасные глиняные фигурки, движение персонажей сводилось к плавным хороводным перемещениям. Однако в одной сцене потребовалось, чтобы король и принцесса вскочили с дивана и растерянно развели в стороны руки. Здесь ребята использовали принцип фазовой съемки, изготовив отдельно сидящие, стоящие фигурки и фигурки с расставленными руками.

Совершенно оригинальное движение придумала для своей героини Пакости (фильм из серии «Я победил войну») Маша К. Кукла состоит из клубка ниток, крестообразно проткнутого двумя спицами. На верху вертикальной спицы помещается голова, по краям второй - кисти рук. Передвигается Пакость прыжками, сгибаясь и распрямляясь. При этом клубок может скользить по вертикальной спице вверх-вниз, а руки перемещаются по горизонтали влево-вправо. Кроме того, вся фигурка вращается вокруг оси, и клубок при этом разматывается (так произойдет гибель Пакости).
Конструкция объемной съемочной куклы зависит от характера героя и движений, которые он выполняет в фильме.
Так, описанные выше «марципановые» герои вообще не имели конструкции как таковой: они были вылеплены из глины в нескольких фазах, что и создавало иллюзию движения.
Кукла Пакость сама по себе настолько конструктивна, что вопрос о каркасе изначально не возникает.
Собака и вырастающая Колбаса складывались из отдельных блоков, наподобие детских кубиков. Для взаимного крепления таких блоков нужна некоторая изобретательность, которой у детей, как правило, хватает.
Например, у той же Собаки нижняя челюсть двигалась на воткнутом в нее гвозде, глаза выдвигались вперед на булавках, а одно ухо передвигалось и фиксировалось с помощью клейкой ленты. Важно, чтобы дети понимали: выразительные движения труднее придумать, чем осуществить.

Однако в фильмах, где герои-люди действуют в реальных ситуациях, возникает необходимость более тщательной проработки движения, придания ему известной доли «реалистичности». В «Алых парусах», «Легенде о Докторе», «Мы построили природу», где заняты многочисленные положительные герои, излишний комический эффект разрушил бы художественную ткань фильма. Ниже мы остановимся на устройстве таких кукол.

Шарнирная кукла широко используется в профессиональной мультипликации. Ее конструкция определяется шарнирами (как правило, заводского изготовления), которые устанавливаются в суставах (сочленениях) куклы и позволяют фиксировать ее положение в различных фазах при самых незначительных перемещениях.

Изготовление шарниров - дело сложное и трудоемкое. Можно, конечно, раздобыть их у профессионалов, но, на наш взгляд, использование готовых элементов в конструкции куклы существенно снижает педагогический эффект от ее создания. Кроме того, некоторая «облегченность» движений шарнирной куклы ограничивает и ее эстетические возможности. В связи с этим шарнирная конструкция на «Веснянке» не используется.

Каркасная кукла основана на проволочном каркасе, поверх которого формируется весь облик куклы. Нужное положение куклы при съемке достигается сгибанием всей фигурки или ее частей. Несмотря на неизбежные «неточности» в движении каркасной куклы и трудноустранимую вибрацию каркаса, эта кукла оказалась наиболее удобной для изготовления и одушевления ее детьми. Ниже приводятся рекомендации по созданию такой куклы.
Размеры и пропорции. Высота съемочной куклы колеблется от 10 до 20 см. Кукла меньших размеров затрудняет проработку мелких деталей, а также работу с нею при съемках. Увеличение размеров куклы требует увеличения съемочного стола, декораций, фонов.
Отношение размеров головы и туловища куклы обычно принимается 1:5, 1:4, 1:3. Эти же пропорции используются в кукольном театре.
Если размер куклы диктуется условиями съемочного процесса, то пропорции ее зависят от художественных задач фильма, и ребенок решает их самостоятельно.
Конструкция каркасной куклы. Для каркаса нужна отожженная стальная проволока диаметром 1-2 мм, но можно использовать и медную. Отжиг производится на открытом огне (например, на горелке газовой плиты). Проволока раскаляется докрасна, остывает на воздухе и утрачивает упругие свойства.
1. Каркас скручивается из проволоки, сложенной в 2-4 раза (в зависимости от диаметра). Размеры готового каркаса должны на 2-3 см превышать размеры будущей куклы. Это обеспечит хорошую заделку ног, рук и головы куклы.
Для того чтобы отдельные движения не передавались на другие части куклы, рекомендуется создавать жесткие узлы в местах пересечения туловища с конечностями. Проще всего это сделать, обматывая указанные места каркаса толстой ниткой, смоченной клеем.
2. Ножки куклы должны обеспечить надежное крепление к поверхности съемочного стола и устойчивость куклы. Большая нагрузка на ножку требует особенно тщательной заделки каркаса в этом месте.
Для изготовления ножки мы чаще всего используем две пластинки твердого пенопласта толщиной 3-4 мм. Конец «ноги» каркаса продеваем в отверстие в верхней пластинке, изгибаем под углом 90° и зажимаем между двумя пластинками, смазанными клеем. После высыхания ножке придается форма (ботинка, сапога, босой ступни и т. п.). В носке и пятке прокалываем отверстия, сквозь которые с помощью булавки кукла крепится к съемочному столу (покрытому пенопластом). Ножку грунтуем, окрашиваем и декорируем в соответствии с замыслом.
3. Проработка ручек куклы зависит от их функции (держать что-либо, двигать пальцами и т. д.). Это либо «рукавички» из ткани, картона, пенопласта и пр., либо кисть с проработанными проволочными пальчиками (их может быть 4, а то и 3).
Предметы, которыми кукла манипулирует, крепятся с помощью проволоки, нитки, резинки и т. п.
Головка куклы укрепляется на каркасе различными способами.
В большинстве случаев на конец каркаса надеваем шайбу, изготовленную из отрезка толстого карандаша, круглой палочки или плотного пенопласта. Длина шайбы -1,5-2,0 см (в зависимости от размеров головки). Шайба должна с легким усилием вращаться на каркасе. Конец каркаса, выступающий поверх шайбы, обрезаем и загибаем так, чтобы шайба не соскакивала.
В нижней части головки сверлим гнездо, в которое шайба плотно вставляется. Если при съемке не требуется смена головки, то шайба смазывается по боковой поверхности клеем и приклеивается к головке.
4. Оформление куклы производится после завершения каркаса.
Каркас обматываем тонким поролоном или другим материалом для придания кукле нужного объема. Затем куклу одеваем и формируем ее внешний облик. Особенное внимание следует уделить головке, так как от ее выразительности зависит восприятие всей куклы.

Конструкция шарнирно-каркасной куклы. В описанной выше конструкции участки каркаса, расположенные между «суставами», усиливаем жесткими элементами (обрезками стальной проволоки, гвоздями, деревянными или пенопластовыми стерженьками). Элементы усиления крепятся с помощью ниток, клея, проволоки. Участки каркаса, оставшиеся свободными в «суставах» куклы, выполняют теперь роль шарниров.
В остальном куклу изготавливают так же, как и описанную выше.

Декорации

Изготовление декораций, по существу, мало чем отличается от работы над куклами. Ведь в мультипликации разница между тем и другим нередко исчезает буквально на глазах!
Так, в фильме «Алые паруса» деревья служили фоном для героини, подчеркивали ее одиночество: это были унылые северные сосны. Но в фильме «Мы построили природу» тем же деревьям пришлось вырастать и покрываться цветами, т. е. действовать; для этой цели пришлось собирать и сортировать по размеру целую охапку прочных сухих веток. А в «Легенде о Докторе» деревья уже задвигались: когда герой бежал по лесу, то двигался не он сам, а деревья у него за спиной. Авторы фильма, создавая свои декорации, должны были учитывать это движение, предусмотреть отверстия в «корнях» И такую конструкцию, чтобы деревья были устойчивы.
А уж в фильме «У меня зимует Дерево» последнее стало полноправным героем: его корни обулись в комнатные тапочки, листья превратились в глаза и т.д.
В общем случае для декораций мультфильма применимы те же законы, что и для оформления кукольного .спектакля: принцип экономии, масштабные соответствия, стилевое единство и прочее. Нужно только не забывать о монтажной природе кинематографа: перед глазами зрителя появится только то, что авторы фильма сочтут нужным показать. Поэтому в очень коротких сценах декорации могут быть весьма и весьма условными: на крупных планах достаточно использовать простой фон, совпадающий с декорацией по цвету; сцены, не имеющие общих планов, могут быть сняты на отдельных фрагментах декораций, без создания сложного фонового пространства.
Все эти премудрости дети усваивают довольно быстро, без специальных теоретических занятий. Вместо этого мы обращаем внимание на те материалы, работу с которыми освоили (или еще не освоили) наши студийцы. Чем шире спектр этих материалов, тем уверенней будет чувствовать себя ребенок в дальнейшем творчестве.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пройдет еще год, и новое поколение наших ребят покинет студию. Из прежних выпускников пять пошли в мультипликационную педагогику. И в новом выпуске нескольких ребят привлекает педагогическое будущее.
Но не это главное. Мы и не стремились ориентировать их на педагогическую профессию или работу в области киноискусства. Некоторые наши воспитанники предпочли гуманитарные профессии, другие - технические. Многие уже учатся в техникумах, училищах, вузах, служат в армии.
Какими людьми они станут - вот что нас волнует. Какие ценности в жизни станут для них главными. Сохранят ли они в себе детский дар удивления, творческого озарения, открытого, доверчивого отношения к миру, людям. Пронесут ли они сквозь жизнь черты той духовности, о которой мы так заботились, покажет время. А пока, забегая в студию на чашку чая, они вспоминают недалекое прошлое с нежностью, а мы невольно отыскиваем в них черты недавних малышей, тревожимся, выдержат ли, выстоят. Особенно сегодня, когда рушатся, казалось бы, незыблемые устои нашей жизни, когда идет настоящая проверка людей на человечность.

Перечитывая написанное, мы чувствуем, что слишком мало места уделили педагогическим ошибкам. О них можно было бы написать отдельную книгу, ибо неудачные занятия в нашем педагогическом багаже представляют ничуть не меньшую ценность, чем гладкие, хорошо отработанные.
Быть может, больше места следовало уделить общественной жизни студии, рассказать о фестивальных победах, о сотрудничестве с научными организациями, о семинарах и консультациях. Всеми этими темами мы пожертвовали сознательно во имя более полного раскрытия педагогических аспектов студийной жизни.
Каким представляется нам будущее детской мультипликации? В настоящее время мультипликационная педагогика находится в экспериментальной стадии. Опыт «Веснянки», описанный в книге, является одним из многих возможных путей развития этой педагогики. Задача дня - расширить число экспериментальных коллективов, сохранить и осмыслить накапливаемый в них опыт.
Сегодня детские кино коллективы в нашей стране существуют в форме кружков, студий и клубов. Эти формы зачастую не учитывают специфику кинообучения, сложность стоящих перед киноопедагогикой задач. Недалеко, наверное, время, когда появятся первые киношколы по образцу сегодняшних музыкальных и художественных школ. В них будет вестись раздельное преподавание различных дисциплин, появятся возможности для индивидуальной работы с детьми, будут обучаться ребята всех возрастных групп, исчезнут проблемы с оборудованием и кинопленкой.
Весьма вероятно появление простейших мультстанков в школах и отдельных семьях. В школьных условиях кружки мультипликации открывают возможности для установления прочных межпредметных связей, для организации широкого сотрудничества всего школьного коллектива. Семейная мультипликация будет способствовать установлению глубокого эмоционального контакта и взаимопонимания между детьми и родителями.
Наконец, очень хочется верить в появление больших центров детского творчества. Мультипликационная студия будет служить в таких центрах надежным ядром, объединяющим самые различные детские коллективы; театр и изостудию, скульптурную мастерскую и лабораторию звукозаписи, музыкальные и хореографические кружки, многочисленные технические отделения.
«Важнейшее из искусств» открывает в педагогике огромный материк, по которому мультипликация делает свои первые шаги.
Какие открытия нас ожидают?



Вернуться в «Теория»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость